Важная функция IgA в регуляции взаимодействия организма и бактерий

Селективный дефицит IgA является наиболее распространенным первичным иммунодефицитом. Клинические проявления селективного дефицита IgA вариабельны: у некоторых пациентов заболевание проявляется рецидивирующими инфекциями или аутоиммунными нарушениями, в то время как у других пациентов симптомы отсутствуют вовсе. Эта вариабельность вызвала у ученых соответствующий вопрос: почему многие люди с селективным дефицитом IgA не имеют клинических симптомов?

Новое исследование ученых из детской больницы в Филадельфии дало основу для ответа на этот вопрос, продемонстрировав, что IgA действует как «настройщик», который регулирует число бактерий, которые организм распознает, тем самым ограничивая системный иммунный ответ на комменсальные микроорганизмы и сдерживая развитие иммунной дисрегуляции.

«Сейчас, если мы выявляем дефицит IgA у пациента с помощью анализа крови, у нас нет возможности узнать, разовьет ли этот пациент клинические симптомы, если они еще не появились, также мы не можем предсказать, разовьется ли у данного пациента более тяжелая форма иммунодефицита», — комментирует работу Сара Э. Хенриксон, автор статьи, которая была опубликована в журнале Science Immunology. «Наша статья закладывает основу для того, чтобы ответить на эти критически важные вопросы, давая представление о том, как взаимодействуют IgA и микробиом, и как дисбаланс в этом взаимодействии может привести к клиническим симптомам заболевания».

Некоторые исследователи предполагают, что IgM выполняет «резервную» роль у пациентов с дефицитом IgA, объясняя тот факт, что у некоторых пациентов симптомы заболевания отсутствуют. Однако то, как секреторные IgA и IgM работают вместе в слизистой оболочке, и являются ли их роли взаимозаменяемыми, оставалось неясным.

В целях изучения этого вопроса исследователи проанализировали образцы крови и кала 19 детей с дефицитом IgA и 13 здоровых детей, а затем дополнили этот анализ исследованиями на мышах с дефицитом IgA. В своей работе исследователи стремились ответить на два вопроса: как IgA и IgM антитела слизистой оболочки и системно действующие IgG антитела взаимодействуют с микробами слизистой оболочки, а также как дефицит IgA влияет на равновесие в иммунной системе.

Анализируя образцы, исследователи оценили уровни антител; идентифицировали микробные мишени IgA, IgM и IgG антител; изучили иммунный профиль образцов, чтобы оценить активацию иммунной системы. При этом они показали, что, хотя IgA, IgM и IgG могут связываться с одними и теми же микроорганизмами, роль IgA отличается от роли IgM в контексте сдерживания роста комменсалов. При этом IgM лишь в некоторой степени компенсирует отсутствие IgA.

Чтобы подтвердить данные выводы, ученые изучили мышей с дефицитом IgA. Исследователи обнаружили живые микробы в жировой ткани мышей, чего не было обнаружено у здоровых мышей, что является дополнительным доказательством роли IgA в модулировании системного микробного воздействия.

«Основываясь на этих результатах, мы предполагаем, что IgA поддерживает кишечный барьер, создавая надлежащий баланс комменсальных микробов, взаимодействующих с иммунной системой. При этом IgA действует как настройщик», — комментирует автор Майкл Сильверман. «Без IgA, защищающего кишечник, комменсалы могут способствовать развитию системного воспаления. Будущие исследования на более широких популяция пациентов должны изучить уровни IgA в других тканях-мишенях и определить, можно ли использовать эти результаты, чтобы прогнозировать течение болезни и исходы».

Источник: https://www.sciencedaily.com/releases/2023/05/230526142236.htm