Пятничные чтения: HIV-1 remission and possible cure in a woman after haplo-cord blood transplant. Jingmei Hsu, Koen Van Besien, Marshall J. Glesby et al. Cell. 2023.

Ученые подробно рассказали о случае излечения первой в истории женщины от ВИЧ с помощью переливания пуповинной крови, клетки которой несли мутацию CCR5-Δ32. Эта мутация защищает CD4-лимфоциты от проникновения в них вируса. В отличие от трех предыдущих случаев лечения ВИЧ данным методом, где реципиенты получали стволовые клетки крови от донора, «нью-йоркская пациентка» не страдала от реакции «трансплантат против хозяина». Женщина не принимает антиретровирусные препараты более 18 месяцев. Результаты исследования были опубликованы в журнале Cell.

 

В пуповинной крови содержится большое количество стволовых клеток. В 2015 году ученые предположили, что переливание пуповинной крови, несущей стволовые клетки с мутацией CCR5-Δ32, может быть использовано для лечения ВИЧ-инфекции. Год назад ученые заявили, что с помощью этого способа удалось вылечить жительницу Нью-Йорка, а в 2023 году были опубликованы результаты исследования.

 

В исследование было включено 2 пациента с ВИЧ-инфекцией, которые ожидали трансплантации стволовых клеток крови по поводу развившихся у них гематологических заболеваний. Первым пациентом был мужчина средних лет с ВИЧ и лимфомой Ходжкина. Ему перелили пуповинную кровь с мутацией, смешанную со стволовыми клетками частично совместимого донора. Он скончался через год после трансплантации из-за рецидива лимфомы Ходжкина, ученые не успели оценить эффект трансплантации на ВИЧ-инфекцию.

 

У второй пациентки через четыре года после обнаружения ВИЧ развился острый миелоидный лейкоз (ОМЛ). На момент постановки диагноза ВИЧ-инфекции в одном миллилитре ее крови обнаруживали свыше одного миллиона копий РНК ВИЧ. Однако раннее начало приема антиретровирусной терапии привело к тому, что спустя пять месяцев после ее начала уровень вируса в ее крови стал неопределяемым. В дальнейшем она сменила несколько режимов терапии из-за побочных эффектов препаратов. После постановки диагноза ОМЛ пациентка получила курс химиотерапии, который привел к морфологической и цитогенетической ремиссии.

 

Ученые нашли пять образцов пуповинной крови с мутацией CCR5-Δ32 и гаплоидентичного взрослого донора с нормальным рецептором CCR5. В 2017 году пациентка перенесла трансплантацию смеси пуповинной крови и CD34-лимфоцитов донора. После пересадки она получала иммуносупрессивную терапию для профилактики реакции «трансплантат против хозяина». Через две недели после трансплантации 82 процента ее лимфоидной (CD3+ клетки) и 98 процентов миелоидной (CD33+ клетки) линий клеток составляли клетки гаплоидентичного взрослого донора. К 14 неделе произошла полная реконституция клеток обеих линий с мутацией CCR5-Δ32.

 

Через шесть месяцев после трансплантации уровень В-лимфоцитов у пациентки вернулся к нормальному, а через 13 месяцев подмножества CD4-лимфоцитов, CD8-лимфоцитов и NK-клеток восстановились до нормального уровня. Спустя год в ее крови не обнаружили антител ни к одному из десяти антигенов ВИЧ. За весь период наблюдения у нее не регистрировали признаки реакции «трансплантат против хозяина», а в ее крови не находили РНК ВИЧ с момента трансплантации: ни до отмены антиретровирусной терапии, ни после нее.

 

Врачи прервали терапию через 30 месяцев после трансплантации всего на 13 дней, в связи с пандемией COVID-19. Но через 37 месяцев после трансплантации терапию прервали во второй раз. Спустя 18 месяцев после этого в ее крови не определялась РНК ВИЧ. Введенные после трансплантации вакцины приводили к выработке достаточных титров защитных антител, в том числе против SARS-CoV-2.

 

Полученные результаты свидетельствуют о том, что данный метод лечения может быть с высокой эффективностью использован для терапии пациентов с ВИЧ-инфекцией, а также демонстрируют необходимость увеличения объема скрининга пуповинной крови в банках крови для выявления образцов с мутациями CCR5-Δ32.

Источник: HIV-1 remission and possible cure in a woman after haplo-cord blood transplant. Hsu, Jingmei Anthony, Patricia et al. Cell, Volu