Пятничные чтения: Lentiviral Gene Therapy for Artemis-Deficient SCID. Morton J. Cowan, Jason Yu et al. The New England Journal of Medicine. 2022.
Десяти пациентам с тяжелой комбинированной иммунной недостаточностью (ТКИН) была успешно проведена генная терапия. Результаты исследования были опубликованы в журнале the New England Journal of Medicine в декабре 2022 года.
ТКИН представляет собой наиболее тяжелую форму первичного иммунодефицита, при которой генетический дефект приводит к нарушению функций как клеточного, так и гуморального звена иммунитета, что в свою очередь ведет к неспособности организма бороться с вирусными и бактериальными инфекциями, а также приводит к различным системным нарушениям, включая развитие осложнений онкологического и гематологического профиля.
Основным методом терапии пациентов с ТКИН является трансплантация гемопоэтических стволовых клеток. В связи с тем, что данный терапевтический метод осложнен необходимостью точного подбора походящего донора, а также высокой вероятностью развития тяжелых реакций отторжения, современная медицинская наука остается в поиске альтернативных методов терапии такого рода генетических заболеваний.
Одной из редкий форм ТКИН является ТКИН с дефицитом Artemis. При этой форме иммунодефицита страдают факторы, участвующие в восстановлении 2-цепочечных разрывов ДНК. Генетической основой заболевания являются мутации гена DCLRE1C. Клетки при данной форме ТКИН чувствительны к радиации и другим агентам, приводящим к нарушению ДНК. Одним из таких факторов является бусульфан – препарат, стандартно применяемый при кондиционировании пациентов перед трансплантацией костного мозга. В связи с этим у пациентов с ТКИН-Artemis чаще возникают осложнения при данном методе лечения.
В исследовании, проведенном группой американских ученых, десяти пациентам с ТКИН-Artemis в возрасте от 1,5 до 4,5 лет была проведена генная терапия – здоровая копия гена Artemis была трансдуцирована в стволовые клетки пациента. У исследуемой группы пациентов с ТКИН-Artemis был выполнен забор клеток костного мозга. Из полученного материала были выделены и культивированы CD34+ гемопоэтические стволовые клетки (ГСК). Для трансдукции гена в исследовании был использован лентивирусный вектор, несущий «правильный» ген DCLRE1C. При инфицировании гемопоэтических стволовых клеток пациента invitro вирусный вектор встраивал нужный ген в геном ГСК. В дальнейшем полученные клетки исследовались на предмет их стерильности и успешности выполненной трансдукции. В качестве подготовки к трансфузии клеток пациентам проводилось низкодозовое кондиционирование с использованием бусульфана с целью обеспечения «свободных» ниш для измененных ГСК.
Как и при стандартной трансплантации ГСК, после внутривенной трансфузии собственные измененные ГСК мигрировали в костный мозг, где созревали до общих лимфоидных предшественников. Часть из них осталась в костном мозге и сформировала пул В-лимфоцитов. Часть мигрировала в тимус, где созревала до CD4+ и CD8+ Т-лимфоцитов.
Конечными точками исследования стали безопасность и эффективность Т-клеточной реконституции после проведенной генной терапии, оцениваемые как в коротком периоде, так и в отсроченном периоде. У всех 10 пациентов проведенное вмешательство не привело к осложнениям выше 4 степени по шкале побочных эффектов, что было ожидаемо авторами. У 4 пациентов в период от 4 до 11 месяцев развилась аутоиммунная гемолитическая анемия, разрешившаяся после Т-клеточной реконституции. Одному пациенту потребовалась повторная трансфузия, в связи с тяжелым течением цитомегаловирусной инфекции. У всех пациентов через 42 дня наблюдалось наличие периферических клеток крови, развившихся из скорректированных ГСК. У всех 10 пациентов к 12 неделе после трансфузии сформировались собственные T- и В-лимфоциты, у 5 пациентов отмечалась полная Т-клеточная реконституция к 12 месяцам. Также у 4 пациентов к 24 месяцам после трансфузии было сформировано В-клеточное звено иммунитета, что позволило им прекратить заместительную терапию иммуноглобулинами, а также провести вакцинацию согласно стандартному плану.
Проведенное исследование является олицетворением возможности безопасного и эффективного применения передовых технологий в лечении тяжелых (и во многих случаях летальных) нарушений иммунной системы.
«Сейчас мы являемся пионерами в генной терапии этого очень редкого заболевания, но мы используем методы, которые можно экстраполировать на другие клинические ситуации и которые могут помочь при многих других заболеваниях по всему миру», — говорят о своей работе исследователи.
Источники: Cowan MJ, Yu J, Facchino J, et al. Lentiviral gene therapy for artemis-deficient SCID. N Engl J Med 2022;387:2344-2355. DOI: 10.1056/NEJMoa2206575
Sung-Yun Pai, M.D. Gene Therapy for Artemis-Deficient SCID. N Engl J Med 2022; 387:2382-2386. DOI: 10.1056/NEJMe2213255