Внутриутробное и раннее воздействие антибиотиков не повышает риски аутоиммунных заболеваний
В последние несколько десятилетий у детей стали чаще диагностировать аутоиммунные заболевания. Распространено мнение, что причиной является использование антибиотиков. Однако результаты ранее проведенных исследований противоречивы и не позволяют сделать однозначный вывод о влиянии антибиотиков на риски развития аутоиммунных заболеваний.
Ученые из Южной Кореи провели ретроспективное когортное исследование, проанализировав информацию из Национальной базы данных медицинского страхования за 2008–2021 гг. В этой системе зарегистрировано 97% жителей страны. В одну когорту вошли 2 703 090 детей, у матерей которых во время беременности были диагностированы инфекционные заболевания. Из них 56,1% (1 516 574) детей подверглись воздействию антибиотиков в ходе внутриутробного развития. В другую когорту вошли 3 347 049 детей, которые сами перенесли инфекционные заболевания в период с рождения до шести месяцев; 57,5% (1 925 585 человек) из них хотя бы раз получали антибиотики. Исследователи также сравнили исходы для сиблингов, только один из которых подвергался воздействию антибиотиков, чтобы учесть влияние наследственных и семейных факторов. Антибиотики системного действия в Южной Корее можно получить только по рецепту врача, поэтому вероятность их бесконтрольного приема является низкой.
Ученых интересовало, как прием антибиотиков отразится на рисках развития шести аутоиммунных заболеваний, в число которых вошли диабет 1 типа, ювенильный идиопатический артрит, язвенный колит, болезнь Крона, системная красная волчанка и тиреоидит Хашимото.
Исследование показало, что приём антибиотиков во время беременности и в первые месяцы жизни незначимо влияет на риск большинства аутоиммунных заболеваний. Для диабета 1 типа HR составил 1,14 (пренатально) и 1,05 (после рождения), для ювенильного идиопатического артрита — 1,02 и 1,11, для язвенного колита — 1,02 и 0,95, для болезни Крона — 1,16 и 1,07, для СКВ — 0,70 и 1,46, для тиреоидита Хашимото — 1,06 и 1,14. Медиана наблюдения — 7,4–7,6 лет. Анализ данных сиблингов также не выявил значимой связи.
Однако, приём антибиотиков широкого спектра, особенно цефалоспоринов в первом и втором триместрах, был связан с небольшим ростом риска болезни Крона у детей (HR 1,29). Также антибиотики в первые два месяца жизни повышали вероятность тиреоидита Хашимото (HR 1,30), причём у мальчиков риск был выше (HR 1,40). Авторы связывают это с влиянием антибиотиков на микробиоту и формирование иммунной толерантности в критические периоды развития, а также с половыми особенностями иммунных реакций. По данным ранее проведенных исследований, у младенцев мужского пола наблюдается задержка развития регуляторных Т-лимфоцитов и сниженная выработка интерферона I типа, и именно у мальчиков прием антибиотиков в раннем возрасте может повышать их уязвимость из-за особенностей гормонального фона и экспрессии генов, связанных с иммунитетом.
Таким образом, в целом прием антибиотиков во время беременности и в первые полгода жизни ребенка не увеличивает риски развития у него аутоиммунных заболеваний, а их польза перевешивает возможные риски. Однако выявленная связь между цефалоспоринами и болезнью Крона, а также возможное повышение риска развития тиреоидита Хашимото у мальчиков требуют проведения дополнительных исследований.