Увеличение количества арахисовой пасты в рационе может помочь детям с легкой формой аллергии
Согласно новым данным, опубликованным 10 февраля в журнале NEJM Evidence, терапия с использованием арахисовой пасты из продуктового магазина помогает детям, которые уже могут переносить арахис в количестве эквивалентном половине арахисового боба, достичь значительно более выраженной и продолжительной десенсибилизации по сравнению со сверстниками, которые полностью избегали употребления арахиса.
«Наши данные показывают, что дети в возрасте от 4 до 14 лет с аллергией на арахис могли безопасно употреблять порционные количества арахиса после лечения недорогими продуктами, купленными в супермаркете», — пишут авторы во главе со Скоттом Сичерером, доктором медицины, директором Института пищевой аллергии Эллиота и Рослин Джаффе при детской больнице Маунт-Синай-Крейвис в Нью-Йорке.
Наиболее распространенным подходом к лечению пищевой аллергии является диетотерапия с полным запретом на употребление причинного продукта, но в последние годы пероральная иммунотерапия арахисом стала набирать все большую популярность. Однако исследования, которые привели к одобрению Управлением по контролю за продуктами и лекарствами США (FDA) пероральной АСИТ арахисом, были сосредоточены на пациентах с тяжелой аллергией, которые могут переносить арахис в количествах меньше половины боба арахиса.
Из 73 участников 38 были рандомизированы в группу пероральной иммунотерапии арахисовой пастой (P-OIT), а 35 — в группу диеты с полным исключением арахиса. В результате исследования 32 из 38 участников в группе арахисовой пасты (84,2%) и 30 из 35 в группе диеты (85,7%) успешно прошли пищевой провокационный тест. Все 32 участника из группы лечения и трое из 30 пациентов группы избегания (10%) смогли употребить 9043 мг.
В дальнейшем анализе устойчивая невосприимчивость наблюдалась у 68,4% пациентов, принимавших P-OIT, по сравнению с 8,6% пациентов группы диеты (разница между группами составила 59,9 процентных пунктов; 95% ДИ 42,4–77,3). Реакции на дозу 9043 мг не были тяжелее 1-й степени, не было зарегистрировано ни одного серьезного побочного эффекта. Из шести участников, выбывших из группы, получавшей арахисовую пасту, один отказался из-за симптомов, связанных с повышением дозировки (тошнотой и дискомфортом в желудке), остальные отказались из-за социальных или психологических причин.
Для оценки того, является ли ответ на лечение долгосрочным, дети в группе иммунотерапии, которые могли переносить 9 граммов арахисовой пасты во время пищевой провокационной пробы, продолжали употреблять по крайней мере две столовые ложки арахисовой пасты в неделю в течение 16 недель, а затем полностью прекращали употребление арахиса в течение 8 недель. 26 из 30 детей, которые участвовали в финальном провокационном тесте после 8-недельного отказа от арахиса, продолжали переносить 9 граммов [около трех столовых ложек] арахисовой пасты, «что указывает на то, что они достигли устойчивой невосприимчивости к арахису», — написали авторы в пресс-релизе. «Три участника из группы диеты, которые могли съесть 9 граммов арахисовой пасты без реакции во время проведения первого пищевого провокационного теста, считались развившими естественную толерантность к арахису».
Антонелла Чианферони, доктор медицинских наук, доцент кафедры педиатрии в Детской больнице Филадельфии, штат Пенсильвания, отметила, что отличие этого исследования заключается в том, что ученые использовали имеющеюся в продаже арахисовую пасту вместо стандартизированного арахисового белка, одобренного FDA. Она также отмечает, что это были дети с легкой формой аллергии, и такую терапию следует тестировать только под строгим медицинским наблюдением.
Чианферони подчеркнула, что даже после того, как дети перестали есть арахисовую пасту в течение 2 месяцев, они смогли сохранить способность безопасно употреблять ее. «При оральной иммунотерапии одним из ограничений является то, что как только вы прекращаете есть пищу, вы можете вернуться к непереносимости», сказала она.
Выбор продуктов питания важен для детей и семей, сказал Чианферони. «За эти годы мы обнаружили, что пациенты действительно хотят иметь возможность есть разнообразную еду. Недостаточно быть защищенными от случайного воздействия».