Почесывание при зуде может являться одновременно индуктором аллергической реакции и защитным механизмом за счет нейрогенной активации тучных клеток
Американские исследователи провели серию экспериментов на мышах и выяснили, что почесывание при зуде активирует тучные клетки по специфическому механизму и запускает воспалительную реакцию, которая при этом может защищать кожу от стафилококковой инфекции, но при этом усугубляет течение аллергической реакции. Отчет о работе опубликован в журнале Science, там же ей посвящена редакционная статья.
Почесывание представляет собой стереотипную, зачастую непреодолимую и крайне консервативную эволюционно реакцию на зуд. Длительный зуд, приводящий к сильным расчесам, служит одним из основных симптомов многих дерматитов и других кожных заболеваний.
Активированные тучные клетки кожи секретируют гистамин и другие медиаторы, которые вызывают зуд, а также фактор некроза опухолей (TNF, ФНО), который привлекает нейтрофилы и другие иммунные клетки, запускающие воспалительную реакцию и обеспечивающие локальную защиту кожи, в частности от наиболее распространенного кожного патогена золотистого стафилококка (Staphylococcus aureus). Их активация может проходить различными путями, включая действие связанных с аллергенами IgЕ на рецепторы Fcε I типа (FcεRI), а также действие субстанции P, которую выделяют воспринимающие боль нейроны, и других лигандов на рецепторы MrgprB2.
Чтобы разобраться в возможной связи этих механизмов с зудом и почесыванием, Дэниэл Каплан (Daniel Kaplan) с коллегами по Питтсбургскому университету моделировали аллергический контактный дерматит на ушах обычных и трансгенных мышей с возможностью селективного выключения подтипа нейронов, воспринимающих зуд (данные нейроны экспрессируют рецептор MrgprA3). Выяснилось, что при действии аллергена у обычных мышей, которым позволяли чесаться, FcεRI-опосредованная дегрануляция тучных клеток, синтез ФНО, признаки воспаления и инфильтрация кожи нейтрофилами были значительно более выражены, чем у животных, которые не могли чесаться из-за ветеринарного воротника, или трансгенных, не воспринимавших зуд из-за выключения MrgprA3-экспрессирующих нейронов.
Почесывание не было связано с экспрессией активирующих мастоциты аларминов (TSLP, интерлейкина-33). При этом его было достаточно, чтобы вызвать высвобождение субстанции P воспринимающими боль нейронами, которые экспрессируют рецепторы TRPV1. Действие субстанции P на рецепторы MrgprB2 активировало тучные клетки синергично с IgЕ, связывающимися с FcεRI, что приводило к синтезу ФНО этими клетками и интенсивному воспалению. Этот механизм был подтвержден нокаутом генов MrgprB2 и субстанции P, а также хемогенетическим подавлением TRPV1-нейронов. В отсутствие почесывания усиленное воспаление при дерматите удавалось вызвать экзогенной активацией TRPV1-нейронов.
Анализ кожной микробиоты с ушей задействованных в эксперименте животных показал, что у чешущихся мышей она скуднее, чем у животных в воротнике и трансгенных мышей, и лишена бактерий родов Staphylococcus, Lysinibacillus и Ligilactobacillus. В отдельном эксперименте исследователи наносили S.aureus на кожу животных и закрывали ее изолирующим пластырем, чтобы развилась инфекция. После этого им вводили данную бактерию внутрикожно. Через сутки у чешущихся мышей микробная нагрузка снижалась примерно на порядок, у остальных животных этого не наблюдалось, что подтверждает адаптивную роль почесывания при зуде.
Таким образом, почесывание, действуя на ноцицептивные нейроны, запускает нейровоспаление, которое с одной стороны усугубляет аллергические проявления, а с другой — защищает кожу от стафилококковой инфекции, играя роль как патологического, так и адаптивного процесса.
Источник: https://nplus1.ru/news/2025/01/31/scratch-that-itch