Мазки из носа могут выступать в качестве маркера эндотипа бронхиальной астмы у детей

Простой неинвазивный мазок из носа выявил преобладание эндотипа бронхиальной астмы с низким уровнем T2-маркеров у детей из числа расовых и этнических меньшинств на основании данных трех независимых исследований с участием детей и подростков в возрасте от 6 до 20 лет, страдающих астмой.

 

«Т-хелперы 2 (Тh2) и Т-хелперы 17 (Тh17) — это подтипы CD4+ клеток, играющих ключевую роль в патогенезе астмы. В настоящее время у нас нет неинвазивных тестов для определения эндотипов астмы с использованием данных об уровнях Т2- и Т17-маркеров у детей школьного возраста и подростков из числа расовых и этнических меньшинств», — сказал в интервью автор работы Хуан С. Селедон, доктор медицины из Питтсбургского университета, штат Пенсильвания.

 

«Эндотипирование бронхиальной астмы является ключом к лучшему пониманию этиопатогенеза, а также к разработке эффективных методов лечения», — сказал Селедон. «Мы стремились выявить эндотипы астмы у школьников в возрасте от 6 до 20 лет, изучая характеристики транскриптомных профилей в образцах назального эпителия», — сказал он.

 

В состав исследуемой популяции вошли 156 пациентов из исследования «Стресс и терапия у пуэрториканских и афроамериканских детей с астмой» (STAR), 237 из исследования «Эпигенетические вариации и детская астма у пуэрториканцев» (EVA-PR) и 66 из исследования «Детская астма и витамин D» (VDKA). Первичной конечной точкой стал анализ восьми генов в назальном эпителии (три гена, ассоциированных с T2-ответом, и пять генов, ассоциированных с T17-ответом). Исследователи также сравнивали клинические характеристики, общий и специфический IgE, эозинофилы крови и функцию легких в ходе исследований. Общие данные анализа трех исследований были опубликованы в журнале JAMA.

 

Средний возраст участников STAR, EVA-PR и VDKA составил 14,2 лет, 15,4 лет и 10,3 лет соответственно, а процент девочек варьировался от 41% до 53,2%. Все участники исследования EVA-PR были пуэрториканцами, большинство участников STAR и VKDA были темнокожими или афроамериканцами (71,8% и 57,6% соответственно). Исследователи выделили три транскриптомных профиля: высокая экспрессия T2 (T2-high), высокая экспрессия T17 (T17-high) и низкая экспрессия T2 и T17 (T2-low/T17-low). Профили T2-high, T17-high и T2-low/T17-low присутствовали у 23-29%, 35-47% и 30-38% участников соответственно во всех трех исследованиях.

 

Медианный уровень общего IgE и эозинофилов крови был выше для профилей T2-high по сравнению с профилями T2-low, со значениями 584-869 МЕ/мл по сравнению с 105-382 МЕ/мл для IgE и 343-560 кл/мкл по сравнению с 164-413 кл/мкл для эозинофилов во всех исследованиях. По крайней мере у 50% участников, имеющих различные профили, выявлялись специфические IgE как минимум к одному аллергену. Однако эта доля была самой высокой у пациентов с T2-high-профилем (95,5%, 91,9% и 66,7% в исследованиях EVA-PR, STAR и VDKA соответственно).

 

В метаанализе исследователи идентифицировали 3516 дифференциально экспрессируемых генов для профилей T2-high и 2494 дифференциально экспрессируемых гена для профилей T17-high. Профиль T2-high был связан с сигнальными путями ИЛ-13, тогда как профиль T17-high был связан с сигнальными путями ИЛ-17 и нейтрофилов.

 

«T2-high-астма часто считается наиболее распространенным эндотипом астмы у детей и подростков, в основном, потому что атопия часто лежит в основе развития астмы в данной возрастной группе», — сказал Селедон Medscape Medical News. Однако текущее исследование показало, что транскриптомные профили T2-low (включая как T17-high, так и T2-low/T17-low) более распространены среди молодых людей из числа этнических меньшинств.

 

Ключевым выводом работы является тот факт, что астма с атопией — это не то же самое, что астма с высоким уровнем T2-маркеров, сказал Селедон. «В нашем исследовании атопия сама по себе или любой отдельный биомаркер (такой как общий IgE или эозинофилы крови) имели низкую специфичность для выявления эндотипа T2-high-астмы, что может объяснять, почему некоторые пациенты, у которых на основании отдельных биомаркеров предполагалась T2-high-астма, плохо отвечают на терапию моноклональными антителам, направленными против Т2-цитокинов», — сказал он.

 

Результаты были ограничены поперечным дизайном исследования, отметил Селедон. «Мы планируем продольные исследования, чтобы выяснить, меняются ли эндотипы астмы со временем, например, после полового созревания или в результате лечения, и как это происходит, также мы будем изучать потенциальные факторы риска для различных эндотипов астмы», — сказал он.

Источник: https://www.medscape.com/viewarticle/nasal-swabs-identify-kids-asthma-subtypes-2025a10001d4