Бенрализумаб снижает уровень эозинофилов, но не уменьшает симптомы при эозинофильном эзофагите
Согласно результатам нового рандомизированного исследования, бенрализумаб, моноклональное антитело к альфа-рецептору ИЛ-5, лучше, чем плацебо, уменьшает число эозинофилов в тканях при гистологическом исследовании у пациентов с эозинофильным эзофагитом (ЭоЭ). На 24 неделе в группе лечения наблюдалось на 80,8% больше пациентов с выраженным гистологическим ответом, чем в группе плацебо. Однако в группе лечения не было отмечено значительного улучшения в отношении симптомов дисфагии и эндоскопической картины.
«Это исследование ставит под сомнение клиническую значимость мониторинга эффекта лечения исключительно на основе выраженности эозинофильного воспаления», — сообщает главный исследователь Марк Ротенберг и его коллеги из исследования MESSINA.
«Эти результаты подтверждают необходимость использования биомаркеров, отличных от пикового числа эозинофилов в пищеводе, в качестве объективной конечной точки терапии ЭоЭ», — подчеркивают они.
Результаты исследования были опубликованы в онлайн-издании The New England Journal of Medicine.
Ротенберг и коллеги проанализировали эффективность бенрализумаба в двойном слепом рандомизированном плацебо-контролируемом исследовании фазы 3 с участием пациентов в возрасте от 12 до 65 лет с симптоматически и гистологически активным ЭоЭ. Исследование проводилось в 78 центрах 12 стран с сентября 2020 года по октябрь 2022 года. Исследование состояло из четырех периодов: 2–8-недельный подготовительный период, 24-недельный период двойного-слепого лечения, 28-недельный открытый период лечения бенрализумабом и опциональный период открытого лечения.
При первичной скрининговой эндоскопии у всех пациентов было ≥15 эозинофилов в поле зрения в образцах биопсии. Большинство пациентов ранее получали ГКС-терапию и ингибиторы протонной помпы, при этом >40% сообщали об отсутствии ответа. Во время исследования бенрализумаба разрешалось принимать другие лекарства для лечения ЭоЭ, если пациент соответствовал гистологическим и симптоматическим критериям включения.
Из 211 пациентов 104 получали 30 мг бенрализумаба подкожно каждые 4 недели, а 107 получали плацебо. Исследовательская группа рассматривала две основные конечные точки — гистологический ответ до шести эозинофилов в поле зрения и изменения симптомов дисфагии согласно опроснику симптомов дисфагии (DSQ). На 24-й неделе гистологический ответ на бенрализумаб наблюдался у большего числа пациентов, чем на плацебо: 87,4% против 6,5% (р<0.001). 4="" 52-="" dsq="" 24-="" :="" 83="" 89="" p="">
Кроме того, не было выявлено существенных различий между группами в изменении от исходного уровня по шкале Эндоскопической Референтной Оценки при ЭоЭ (EoE Endoscopic Reference Score). Также не было выявлено очевидных различий в улучшении таких симптомов, как боль в животе, тошнота, а также в улучшении качества жизни.
Частота нежелательных явлений (НЯ) была сопоставима между двумя группами. НЯ были зарегистрированы у 64,1% пациентов в группе бенрализумаба и у 61,7% пациентов в группе плацебо. Наиболее распространенными НЯ были COVID-19, головная боль и назофарингит. Ни один пациент не прекратил исследование из-за НЯ.
Открытый период исследования был прекращен досрочно, поскольку разница в симптомах дисфагии между группами оказалась незначительной.
Исследование MESSINA поднимает ряд вопросов относительно механизмов, лежащих в основе развития симптомов и воспаления, наблюдаемых при ЭоЭ, а также относительно целей лечения.
«Это знаменательное исследование подтверждает, что ЭоЭ — это заболевание со сложным патогенезом, которое не сводится только к эозинофильному воспалению, поскольку оно показывает, что снижение числа эозинофилов не устраняет симптомы у всех», — рассказал Фэй Ли Куанг, доктор медицины, доцент кафедры аллергологии и иммунологии в Медицинской школе Файнберга Северо-Западного университета в Чикаго .