Чрезмерная физическая активность может ослабить иммунитет

Избегать физической активности может быть проблематично для некоторых работников, чьи должности связаны с интенсивными «тренировками», например, для работников служб экстренной помощи и спортсменов. «Люди в хорошей физической форме могут быть более склонны к вирусным респираторным инфекциям сразу после той или иной тренировки», — предполагает биомедицинский ученый из Тихоокеанской северо-западной национальной лаборатории (PNNL) Эрнесто Накаясу.

Хотя есть убедительные доказательства того, что умеренная физическая активность в долгосрочной перспективе благотворно влияет на иммунную систему, эксперты отмечают, что эффект непосредственно после энергичных упражнений является спорным для иммунной системой

Существует мало надежных доказательств о том, что интенсивные физические упражнения повышают риск респираторных инфекций. Ученым сложно определить, существуют ли прямые корреляции или причинно-следственные связи. Поэтому Эрнесто Накаясу и его коллеги проверили плазму крови, мочу и слюну 11 пожарных до и после 45 минут интенсивных упражнений. «Мы хотели глубже взглянуть на то, что происходит в организме, и посмотреть, сможем ли мы обнаружить опасность истощения на самых ранних стадиях», — объясняет биоаналитический химик PNNL Кристин Бёрнум-Джонсон. Как и в некоторых ранних исследованиях, новая работа западных специалистов выявила возможные признаки подавления иммунитета в исследуемой группе.

На фоне ожидаемых физических изменений, помогающих нашему организму поддерживать увеличение количества жидкости, энергии и кислорода, необходимых для тренировок, исследователи обнаружили уменьшение количества молекул, участвующих в воспалительных процессах.

Это сопровождалось увеличением количества опиорфина - молекулы, расширяющей периферические кровеносные сосуды. Что эти изменения в конечном итоге означают для краткосрочной функции иммунной системы, неясно, но у исследователей есть несколько идей.

«[Опиорфин] может увеличить приток крови к мышцам во время тренировок, чтобы улучшить доставку кислорода и питательных веществ», — пишут западные эксперты в своей статье.

«Мы предполагаем, что уменьшение количества провоспалительных цитокинов, которое мы наблюдаем в слюне после тренировки, может представлять собой адаптивный механизм улучшения газообмена в ответ на более высокую потребность клеток в кислороде».

Также исследователи отметили изменения в микробиоме полости рта добровольцев. Ученые подозревают, что это произошло из-за увеличения количества антимикробных пептидов, обнаруженных в слюне пожарных после интенсивной тренировки, возможно, для компенсации подавления иммунитета.

«Однако это увеличение содержания антимикробных пептидов не оказало никакого влияния на ингибирование роста кишечной палочки», — уточняют Эрнесто Накаясу и его коллеги.

Тем не менее, другие ученые утверждают, что некоторые из наблюдаемых изменений могут быть признаками не подавления иммунитета, а «повышенного состояния иммунного надзора и иммунной регуляции».

Несмотря на множество слепых пятен и учитывая прошлые исследования, эксперты заключают: «Есть доказательства, подтверждающие связь между физическими нагрузками и более высокой заболеваемостью респираторными инфекциями».