Психологическая поддержка пациентам с пищевой аллергией – достаточно ли мы об этом знаем?
Новые исследования показывают, что рост заболеваемости пищевой аллергией среди детей за последнее десятилетие, по-видимому, сопровождался ростом осведомленности детских аллергологов о том, что их пациентам может потребоваться психиатрическая помощь для борьбы с тревогой, связанной с аллергией.
С 2013 по 2023 год количество направлений от детских аллергологов к специалистам по психическому здоровью в связи с пищевой аллергией выросло в 11 раз в рамках отдельно взятой детской больничной системы. Количество направлений в 2023 году было на 50% выше, чем в период с 2018 по 2022 год, сообщили исследователи на ежегодной научной встрече Американского колледжа аллергии, астмы и иммунологии в 2024 году.
«Я надеюсь, что это [исследование] повысит осведомленность педиатров и аллергологов о необходимости обсуждать тревожность с семьями», — сказал Дэвид Стакус, доктор медицины, директор Центра лечения пищевой аллергии в Национальной детской больнице в Колумбусе, штат Огайо, который помогал проводить исследование. «Важно максимально нормализовать это, поскольку некоторые люди могут воспринимать тревожность как негативную стигму».
Стукус и его коллеги заявили, что их исследование не ставило целью делать выводы о частоте возникновения у детей тревожности, связанной с пищевой аллергией.
«Наше исследование было проведено только для оценки количества направлений с течением времени, и мы наблюдали значительное увеличение числа направлений», — сказал он. «Наше исследование не было разработано для оценки того, почему или для оценки того, растет ли тревожность среди всех наших пациентов или популяции детей с пищевой аллергией в целом».
Врачи и исследователи теперь лучше понимают, что тревожность является компонентом пищевой аллергии, «но я не знаю, увеличивается ли сама тревожность или мы просто стали более внимательными, чтобы оценивать ее значимость и спрашивать о ней», - сказал он.
Центр был открыт в 2021 году, были наняты два психолога, чтобы помогать семьям и детям справляться с тревогой, связанной с аллергией, сказал Стакус. Его команда провела исследование, чтобы охарактеризовать использование новых опций психологической помощи.
Стакус и его коллеги проанализировали 250 направлений (из них 141 пациентов мужского пола; средний возраст которых 9,5 лет) к амбулаторным детским психологам в Nationwide Children's Hospital. Результаты показали, что 88% пациентов были направлены к психологу из-за опасений пациента, связанных с пищевой аллергией, при этом 69% детей проявляли симптомы тревоги, связанные с их ограничениями в еде. Более 50% имели в анамнезе анафилаксию. Из числа направленных пациентов 60% пришли по крайней мере на один прием, а в среднем пациенты посетили 5,5 последующих приемов в течение следующего года.
Хотя осведомленность о психологическом влиянии пищевой аллергии растет, Стукус отметил, что психологов и терапевтов, которые могли бы помочь детям, недостаточно.
«И даже у тех, кто таковыми является, не обязательно есть опыт работы с пациентами с пищевой аллергией и тревожностью, связанной с ней», — сказал Стукус.
Доктор медицинских наук Закари Рубин, детский аллерголог и иммунолог клиники Oak Brook Allergists в Элмхерсте, штат Иллинойс, сказал, что пищевая аллергия может играть большую роль в психическом здоровье пациентов.
«Когда вам приходится постоянно думать о том, что вы едите, безопасно ли это и не вызывает ли это серьезную аллергическую реакцию, это может создать массу проблем в психологическом плане», — сказал Рубин.
Кари Бенсон, доктор философии, детский психолог из Национальной детской больницы, отмечает, что педиатры обычно направляют к ней пациентов, когда тревожность начинает мешать их повседневной жизни.
«Дети избегают обедов с друзьями в школе, возможно, они чувствуют себя комфортно только за отдельным столом, возможно, они не ходят в гости к друзьям», — сказал Бенсон. «Или, возможно, они проводят большую часть дня в беспокойстве, и это действительно влияет на настроение и уровень стресса».