Препарат цендакимаб, ингибитор ИЛ-13, демонстрирует многообещающие результаты при эозинофильном эзофагите

Согласно промежуточным результатам исследования 3 фазы, препарат цендакимаб, моноклональное антитело, блокирующее ИЛ-13, улучшает симптомы и снижает количество эозинофилов в пищеводе у взрослых и подростков с эозинофильным эзофагитом (ЭоЭ).

 

Лечение цендакимабом также улучшило ключевые эндоскопические и гистологические показатели даже у пациентов с неадекватным ответом или непереносимостью ГКС-терапии, сообщил Ален Шёпфер, доктор медицины, гастроэнтеролог из Университетского госпиталя Водуа и Лозаннского университета (Лозанна, Швейцария). Препарат оказался безопасным и хорошо переносился в течение 24 недель лечения, добавил Шепфер, представивший результаты во время презентации на Объединенной европейской неделе гастроэнтерологии (UEG) 2024 .

 

В предыдущем исследовании фазы 2 было показано, что цендакимаб, который селективно связывается с ИЛ-13 и блокирует его взаимодействие с рецепторами ИЛ-13Ra1 и ИЛ-13Ra2, улучшает симптомы и эндоскопические признаки ЭоЭ. Для текущего исследования фазы 3 участники должны были иметь пиковое количество эозинофилов (PEC) ≥ 15 эоз/поле зрения при высоком увеличении и 4 или более дней дисфагии в течение 2 недель до начала исследования. Кроме того, они должны были продемонстрировать полное отсутствие ответа на лечение ингибиторами протонной помпы (ИПП) в течение 8 недель или более.

 

В общей сложности 430 пациентов были рандомизированы в соотношении 1:1:1 в группы  подкожного введения цендакимаба (360 мг) один раз в неделю в течение 48 недель; подкожного введения цендакимаба (360 мг) один раз в неделю в течение 24 недель, затем один раз каждые 2 недели в течение дополнительных 24 недель; или подкожного введения плацебо один раз в неделю в течение 48 недель.

 

Характеристики пациентов были схожими во всех группах. Большинство участников были мужчинами, средний возраст которых составлял 35 лет (диапазон 12–75 лет); подростки составляли 6–11 % от общего числа. Длительность заболевания составляла около 5–6 лет для всех участников, из которых 45% принимали стабильную дозировку ИПП, а около 65% имели непереносимость ГКС-терапии или неадекватный ответ на данную терапию. Эндоскопический референтный балл составил около 10 во всех группах. Средний PEC составил около 160 эоз/поле зрения в группах цендакимаба против 200 эоз/поле зрения в группе плацебо.

 

Шепфер сообщил о достижении дополнительных первичных конечных точек — среднем изменении по сравнению с исходным уровнем количества дней с дисфагией и доле пациентов с эозинофильным гистологическим ответом (PEC ≤ 6 eos/hpf) — на 24-й неделе. В общей сложности 286 пациентов получали лечение цендакимабом в дозе 360мг один раз в неделю, а 143 получали плацебо.

 

Изменение количества дней дисфагии составило −6,1 у пациентов, принимавших цендакимаб один раз в неделю, против −4,2 у пациентов, принимавших плацебо (  = 0.0005). Доля пациентов с эозинофильным гистологическим ответом составила 28,6% в группе лечения против 2,2% в группе плацебо. Результаты были схожими для пациентов, которые были классифицированы как имеющие неадекватный ответ на ГКС. Изменение дней дисфагии составило −6,3 в группе цендакимаба против −4,7 в группе плацебо ( P = 0.0156). Гистологический ответ эозинофилов составил 29,5% в группе лечения против 2,1% в группе плацебо (P < 0.0001).

Эндоскопический ответ, являющийся ключевой вторичной конечной точкой, показал изменение эндоскопических маркеров ЭоЭ по сравнению с исходным уровнем к 24 неделе. Общие эндоскопические контрольные баллы составили −5,2 для пациентов, получавших цендакимаб один раз в неделю, и −1,2 для пациентов, получавших плацебо ( P < 0.0001).

 

Нежелательные явления (НЯ), связанные с исследуемым препаратом, наблюдались у 30% пациентов в группе лечения против 18,9% пациентов в группе плацебо. Авторы отметили, что поскольку исследование проводилось во время пандемии COVID-19, некоторые НЯ были инфекциями.

 

Серьезные нежелательные явления (СНЯ), которые исследователи посчитали не связанными с исследуемым препаратом, наблюдались у 1,8% и 2,8% пациентов, принимавших цендакимаб и плацебо соответственно. Прекращение терапии было у 1,4% пациентов в группе препарата и у 0,7% пациентов в группе плацебо. Смертельных случаев не было.

 

«Нам действительно нужны новые лекарства против ЭоЭ, учитывая, что альтернатив стероидам и ИПП очень мало», — сказал Medscape Medical News сопредседатель Рам Дикман, доктор медицины, отделение гастроэнтерологии Медицинского центра имени Рабина в Петах-Тикве, Израиль. Сейчас у нас есть дупилумаб, который нацелен на два рецептора: ИЛ-4 и ИЛ-13. Но нацеливание на ИЛ-13 само по себе «дает удивительно хорошие результаты», поэтому цендакимаб — хороший кандидат на «первую линию биологического лечения», сказал Дикман. «Это безопасно и действует быстро», — добавил он. «Учитывая, что это исследование фазы 3, я думаю, мы увидим его на рынке».

Источник: https://www.medscape.com/viewarticle/cendakimab-targets-il-13-shows-promise-eosinophilic-2024a1000j25