Новые варианты антигенов для создания универсальных вакцин против коронавируса предложили ученые МГУ

Сотрудники кафедры вирусологии биологического факультета МГУ предложили новые варианты антигенов для выработки антител к S-белку Омикрона – варианта коронавируса SARS-CoV-2. При анализе на мышиной модели было подтверждено, что наработанные в клетках Escherichia coli белки, совмещенные с одним адъювантом, приводят к выработке антител, которые взаимодействуют с S-белком Омикрона. Результаты опубликованы в журнале International journal of molecular sciences.

Коллектив сотрудников кафедры вирусологии МГУ в рамках других работ в 2022 и 2023 гг. разработал и предложил три новых варианта коронавирусных антигенов, дизайн которых был основан на последовательности варианта из города Ухань. В ходе же новой работы группой ученых были проведены эксперименты, подтверждающие возможность использования полученной панели антигенов не только для разработки вакцин против варианта Ухань, но и против варианта Омикрон SARS-CoV-2.

Исследователи показали, что композиция из трех антигенов в комплексе с адъювантом действительно активирует образование антител, которые могут взаимодействовать со структурным S-белком варианта Омикрон. Таким образом, представленные в работе антигены могут использоваться при разработке вакцин широкого спектра действия в дальнейшем. Кроме того, важно отметить, что результаты данной работы подтверждают, что бактериальная система экспрессии может быть подходящей для продукции универсальных антигенов.

«Мы полагаем, что полученная панель антигенов обладает потенциалом для создания универсальных вакцинных кандидатов против различных вариантов вируса SARS-CoV-2», – подводит итог первый автор статьи, старший преподаватель кафедры вирусологии биологического факультета МГУ, кандидат биологических наук Екатерина Евтушенко.

Источник: информация предоставлена пресс-службой МГУ для портала «Научная Россия» (https://scientificrussia.ru/)