Выявлены новые механизмы реализации патогенного действия синегнойной палочки при инфекции легких

Швейцарские ученые исследовали, как Pseudomonas aeruginosa (синегнойная палочка) инфицирует легкие человека. Оказалось, что при попадании в организм патогены воздействуют на бокаловидные клетки, уничтожают их и нарушают тканевой барьер. Микроорганизмы быстро заселяют места разрывов и проникают в более глубокие участки тканей. С помощью биосенсора авторы отследили движение сигнальной молекулы, контролирующей синегнойную палочку. Результаты позволят разработать новые стратегии борьбы с патогенами. Исследование опубликовано в журнале Nature Microbiology.

Для проведения исследования ученые создали органную модель легких человека в лаборатории и ввели в них патоген. Оказалось, что при попадании в организм синегнойная палочка атакует бокаловидные клетки, проникает в них и размножается внутри клеток. Затем Pseudomonas aeruginosa разрушает клетки. Из-за этого нарушается защитный тканевой барьер. Патогенные микроорганизмы быстро заселяют места разрывов и проникают в более глубокие слои тканей.

Исследователи выяснили стратегии заражения синегнойной палочкой, однако оставалось неясным, как патогены адаптируются к организму. Вероятно, они становятся подвижными, распространяются по поверхности тканей и быстро прикрепляются к клеткам. Патогены могут менять свое поведение с помощью небольших сигнальных молекул. Чтобы измерить и отследить движение такой молекулы c-di-GMP в отдельных бактериях, ученые разработали специальный биосенсор. Он позволяет наблюдать, как сигнальная молекула ведет себя во время заражения и контролирует синегнойную палочку в реальном времени и с высоким разрешением. С помощью этого метода авторы могут более детально исследовать и другие легочные инфекции.

Полученные данные позволят исследователям изучать воздействие антибиотиков на ткани: например, выявлять, где и как бактерии выживают во время лечения, и разрабатывать новые стратегии борьбы с патогенами.

Источник: https://inscience.news/ru/article/world-science/medicine/16183