Выявлены новые механизмы устойчивости к SARS-CoV-2

Используя метод секвенирования отдельных клеток, исследователи из Института Веллкома Сэнгера и их соавторы изучили иммунные реакции против инфекции SARS-CoV-2 у здоровых взрослых добровольцев в рамках первого в мире исследования по изучению воздействия COVID-19 на человека. Не у всех участников эксперимента развилась инфекция COVID-19, что позволило группе ученых выявить уникальные иммунные реакции, связанные с сопротивлением вирусной инфекции и развитию заболевания.

Результаты исследования, опубликованные в журнале Nature, представляют собой наиболее полную картину того, как организм реагирует на вирусную инфекцию.

В то время как предыдущие исследования изучали пациентов с COVID-19 после появления симптомов, в новой работе ученые впервые поставили перед собой задачу зафиксировать иммунные реакции сразу после заражения: 36 здоровым добровольцам, ранее не болевшим COVID-19, вводили вирус SARS-CoV-2 интраназально. В финальный анализ было включено 16 пациентов. Исследователи проводили детальный мониторинг маркеров крови и слизистой оболочки носа, отследив весь период после инфицирования, а также активность иммунных клеток перед самим инфицированием. Затем ученые секвенировали геном отдельных клеток, получив набор данных о более чем 600 000 клетках.

Оказалось, что участники разделились на три группы: шесть из них заболели, у трех был выявлен временный положительный (транзиторный) результат без развития полной клинической картины инфекции, а семеро пережили так называемую «абортивную инфекцию». Их тесты на COVID-19 всегда были отрицательными, но анализы показали появление иммунного ответа.

В подгруппах 2 и 3 образцы, взятые до контакта с коронавирусом, показали, что у этих добровольцев оказалась высокой активность гена HLA-DQA2 в антигенпредставляющих клетках.

Ученые заключили, что люди с высоким уровнем активности HLA-DQA2 могут иметь более эффективный иммунный ответ на COVID-19. У людей, получивших кратковременный положительный результат теста, ученые зафиксировали быстрый «локальный» иммунный ответ в клетках назального эпителия и более медленный иммунный ответ с участием клеток адаптивного иммунного ответа. В то же время у заболевших сразу реакция в носу была медленнее – в среднем через пять дней после контакта с вирусом.

По словам ученых, открытие представляет новые возможности для разработки эффективных вакцин и персонализированных методов лечения.

Источник: https://scientificrussia.ru/articles/pocemu-nekotorye-ludi-ne-zabolevaut-covid-19