Витамин D улучшает противоопухолевый иммунный ответ у мышей

Согласно результатам работы, опубликованной в журнале Science, иммунная система мышей, получавших диету, богатую витамином D, лучше противостояла экспериментально трансплантированным опухолям, также эти мыши быстрее отвечали на противоопухолевую иммунотерапию. Этот эффект также наблюдался, когда с помощью редактирования генов удалялся белок, связывающийся с витамином D в крови и удерживающий его в тканях, сообщает Институт Фрэнсиса Крика.

Команда ученых обнаружила, что витамин D действует на эпителиальные клетки в кишечнике, которые, в свою очередь, увеличивают количество бактерий Bacteroides fragilis. Эти бактерии улучшают противоопухолевый иммунный ответ мышей, однако вопрос о точном механизме реализации данной функции остается открытым.

Чтобы проверить, может ли бактерия сама по себе улучшать противоопухолевый ответ, мышам, питавшимся обычной пищей, также давали Bacteroides fragilis. Эти особи также хорошо сопротивлялись росту опухолей, однако ускользание данного эффекта наблюдалось при диете с низким содержанием витамина D.

Хотя Bacteroides fragilis также присутствует и в микробиоме человека, необходимы дополнительные исследования, чтобы понять, помогает ли витамин D обеспечить устойчивость к опухолевым заболеваниям с помощью того же механизма.

Каэтано Рейс э Соуза (Caetano Reis e Sousa), заведующий лабораторией иммунобиологии в Институте Фрэнсиса Крика и первый автор работы, прокомментировал полученные результаты: «То, что мы показали, стало неожиданностью — витамин D может регулировать микробиом кишечника в пользу того типа бактерий, который дает мышам лучший противоопухолевый иммунитет. Это может однажды оказаться важным для лечения рака у людей, но мы не знаем, как и почему витамин D оказывает такое воздействие на микробиом. Необходимо провести дополнительную работу, прежде чем мы сможем с уверенностью сказать, что устранение дефицита витамина D имеет преимущества для профилактики или лечения рака».

Эвангелос Джампазолиас, руководитель группы по иммунонадзору за онкологическими заболеваниями в Манчестерском институте Cancer Research UK, сказал: «Выявление факторов, которые отличают "хороший" микробиом от "плохого", является важной задачей. Мы обнаружили, что витамин D помогает бактериям в кишечнике индуцировать противоопухолевый иммунитет, улучшая ответ на иммунотерапию у мышей. Ключевой вопрос, на который мы сейчас пытаемся ответить, — как именно витамин D поддерживает "хороший" микробиом. Если мы сможем ответить на него, то, возможно, откроем новые способы влияния микробиома на иммунную систему, что потенциально открывает удивительные возможности для профилактики и лечения рака».

Источник: https://scientificrussia.ru/articles/vitamin-d-povysaet-immunitet-k-rakovym-zabolevaniam-u-mysej