«НАПУГАТЬ МЫ МОЖЕМ, А ВОТ ВДОХНОВИТЬ ПОКА УМЕЕМ НЕ ОЧЕНЬ ХОРОШО»

Замминистра здравоохранения Олег Салагай – о том, как мотивировать человека на здравое отношение к себе

Стартовавший в 2019 году нацпроект «Демография» ближайшие пять лет будет одновременно развиваться в нескольких направлениях, одно из которых обозначено в паспорте стратегического документа как «Укрепление общественного здоровья». На эту госпрограмму, по самым актуальным данным, из федерального бюджета суммарно будет выделено 3,7 млрд рублей. Заместитель министра здравоохранения России Олег Салагай в эксклюзивном интервью Vademecum рассказал, кем и на что должны тратиться эти деньги, о противостоянии ведомства с лоббистами табачных и алкогольных компаний, а также о том, почему потребовалось изменить легендарный слоган «Минздрав предупреждает».

«НЕ ФАКУЛЬТАТИВНАЯ РАБОТА МЕДИКА, А СИСТЕМНОЕ УСИЛИЕ ГОСУДАРСТВА»

– Что нацпроект «Демография» принципиально меняет в системе профилактики и продвижения здорового образа жизни?

– Общественное здоровье впервые становится системой. Медицинская профилактика известна давно, в советской и российской системе здравоохранения она занимала определенное место – в качестве санпросветработы, например. Но если раньше профилактика воспринималась главным образом как борьба со злоупотреблениями и ликвидация медицинской безграмотности, то сегодня на первый план выходит системное управление рисками за счет создания умной системы сдержек и стимулов. Как неоднократно отмечала министр здравоохранения Вероника Игоревна Скворцова, не менее 60% вклада в состояние здоровья вносит образ жизни человека.

Теперь вернемся к нацпроекту «Демография». Его частью является федеральный проект «Укрепление общественного здоровья». Он, вероятно, может считаться той отправной точкой, с которой в нашей стране общественное здоровье становится самостоятельной дисциплиной. Иными словами, это уже не факультативная работа медика, а самостоятельное и системное усилие государства, направленное на снижение бремени неинфекционных заболеваний через управление рисками. В этом процессе задействован не только Минздрав России, но и другие ведомства, региональные власти, гражданское общество, то есть практически все население страны.

– Какова здесь роль Минздрава?

– Министерство здравоохранения выступает основным координатором проекта. Мы разрабатываем новые модельные решения как для регионов, так и для муниципалитетов, обеспечиваем подготовку проектов нормативных правовых актов, новых требований к инфраструктуре общественного здоровья, привлечению бизнеса.

– А роль регионов?

– Одна из основных. Есть очень много хороших, передовых даже по мировым меркам, региональных практик. Например, в Республике Удмуртии 2019‑й назван годом здоровья, предусмотрен большой перечень тематических активностей, в том числе в рамках федерального проекта. Есть отличные программы в Республике Чувашии, Республике Саха, Московской, Свердловской и Вологодской областях, мы сейчас активно работаем с Амурской областью.

Можно называть много примеров, но каждый раз в таких рассуждениях мы будем сталкиваться с одной и той же проблемой: если вы попросите меня назвать позитивный пример, я сделаю это очень легко, но если вы захотите составить таблицу, в которой будут отображены задачи и индикаторы общественного здоровья по годам, и «протянуть» ее по всем регионам, тем более муниципалитетам, то это вызовет затруднение – такой работы ранее никогда не проводилось. Поэтому на сегодня наша основная задача в рамках проекта – разработать единую методологию работы в области общественного здоровья в регионах, составить единые KPI для всех субъектов и муниципалитетов. Будут модельные региональные и муниципальные программы, которые каждый регион сможет адаптировать под свои потребности. Приоритетом программ должна стать борьба с факторами риска неинфекционных заболеваний – создание экосистемы общественного здоровья, возможностей для физической активности, рационального питания и так далее. Очень важный аспект – корпоративные программы стимулирования здорового образа жизни. Для крупных работодателей они координируются регионом, для меньших по размеру – муниципалитетом.

– Какие индикаторы будут ключевыми в этих программах?

– Целый ряд показателей, причем не только непосредственно отражающих бремя известных факторов риска – курения и потребления алкоголя. Так, прорабатываются индикаторы, характеризующие политическое внимание к этой теме, например, число вопросов, касающихся общественного здоровья, обсуждавшихся в региональном парламенте или в муниципальном собрании. Конечно, это не является буквальным отражением того, насколько регион хорошо работает по этой теме, но демонстрирует, что вопрос находится на повестке дня.

Нельзя оставить без внимания и индикаторы, связанные с планированием городского пространства, например, площадь зеленых насаждений, протяженность велодорожек, доступность пешеходной сети, наличие рекомендованных пешеходных маршрутов, а также информирование населения о созданных условиях. Например, вы, возможно, рады ездить на работу на велосипеде, но где ездить? Из окна вы видите шоссе, и кажется, что доступен только автотранспорт. При этом оказывается, что рядом был проложен велосипедный маршрут, по которому вы могли бы прекрасно добираться на работу через парк, но вы про него ничего не знаете, вам никто о нем не рассказал. Поэтому информирование и работа с населением – неотъемлемая часть общественного здоровья.

Могу сказать, что сейчас, общаясь с регионами, мы находим большое понимание и достаточный интерес. Так что есть основание полагать, что все планируемые инициативы нацпроекта будут в полной мере реализованы.

«Из окна вы видите шоссе, и кажется, что доступен только автотранспорт. При этом оказывается, что рядом был проложен велосипедный маршрут, но вам никто о нем не рассказал»

– Нацпроект подразумевает масштабное привлечение НКО. Каковы их позиции в тематических мероприятиях?

– Уже сегодня многое делается общественными организациями, но в реализации федпроекта их роль становится ключевой. Гражданское общество – это и волонтеры, и НКО, одним словом, все неравнодушные к поднимаемым нами проблемам. Минздравом в прошлом году на базе РНИМУ им. Н.И. Пирогова был создан первый в России федеральный центр поддержки добровольчества в сфере охраны здоровья. За это время центр разработал методические рекомендации по волонтерству, методы учета волонтерства при поступлении на послевузовское образование в медицинском образовательном учреждении. Нам удалось не просто сформировать модель учета волонтерства при поступлении, но и разработать конкретные предложения по тому, сколько баллов желательно присваивать за тот или иной вид волонтерства. Например, волонтер, работающий в хосписе или с людьми, имеющими ментальные нарушения, получит больше баллов, а участвовавший в акциях – чуть меньше: согласитесь, это все же разная работа. Был проведен большой образовательный цикл для работников региональных органов госвласти по взаимодействию с волонтерами. Тот факт, что лучшим волонтером по итогам прошлого года стал именно волонтер‑медик, стало для нас поводом для гордости. Нашего молодого коллегу поздравил Президент России Владимир Владимирович Путин. Всего же сегодня в рядах волонтеров‑медиков уже более 20 тысяч, которые за время существования организации помогли нескольким миллионам человек.

«ВАЖНО НЕ ТОРОПИТЬСЯ С ВНЕДРЕНИЕМ СКОРОСПЕЛЫХ ИДЕЙ»

– За популяризацию ЗОЖ отвечают центры общественного здоровья. Какой будет их функция теперь?

– Сейчас центры здоровья сосредоточены в основном на индивидуальной профилактике. Наша задача – сделать акцент на коммунитарных программах, то есть программах в местном сообществе, сохранив при этом все имеющиеся достижения этих учреждений. И поверьте, там действительно очень многое делается усилиями очень достойных специалистов. Их задачей будет включение повестки общественного здоровья во все процессы, происходящие в регионе. Например, при обсуждении планов по строительству дорог, планированию пространства, парков центр общественного здоровья должен стать структурой, адвокатирующей интересы здоровья и благополучия людей. При этом региональный центр общественного здоровья будет координировать работу первичных центров, расположенных в муниципалитетах.

– Когда намечен старт всех этих мероприятий нацпроекта?

– Они будут внедряться последовательно, в формате пилотных проектов. Поскольку механизмы новые, нам важно не торопиться с внедрением скороспелых идей, а детально обсудить их с профессиональным сообществом, представителями гражданского общества, научными работниками, для того чтобы найти правильные и таргетированные способы воздействия. Именно поэтому этот год будет посвящен созданию оптимальных модельных документов и запуску пилотов, которые затем последовательно будут внедряться в регионах, муниципалитетах, на корпоративном уровне.

– Какую роль здесь играет нормативное регулирование?

– Цели приоритетного проекта могут быть достигнуты только двумя параллельными путями – формированием у человека внутренней мотивации, например, через коммуникационные инструменты, но, что не менее важно, через формирование среды – экосистемы общественного здоровья. Часть такой экосистемы формируется за счет нормативных требований. Яркий пример работы этого механизма – федеральный закон «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» [ФЗ №15 от 23 февраля 2013 года. – Vademecum], который запретил курение во многих общественных местах, что за короткий срок серьезно способствовало денормализации курения, особенно у подростков.

Есть и другие меры, как по отношению к табачной, так и по отношению к алкогольной продукции. Например, запрет совместной выкладки алкоголя и продуктов питания. Сейчас, заходя в магазин, вы видите, что, например, рядом с алкоголем на полке стоит печенье. Конечно, вы вряд ли купите бутылку водки, если пришли за печеньем, но тот факт, что вы часто в своей жизни сталкиваетесь с алкоголем, нормализует его, делает вас гораздо более терпимым. И вы уже начинаете забывать, что колоссальный процент смертей от внешних причин в трудоспособном возрасте ассоциирован именно с алкоголем.

– Эти предложения уже нашли отражение в конкретных нормативных инициативах?

– У приоритетного федерального проекта есть сводный план – в нем четко зафиксированы сроки по всем активностям. Срок внесения данных по нормативно‑правовым актам – 1 декабря 2019 года.

Но могу сказать, что еще до нацпроекта велась определенная работа, было несколько предложений по регулированию алкогольного и табачного рынков. Экспертами предложен ряд мер, связанных с территориальной, визуальной и ценовой доступностью этих изделий. Помните, некоторое время назад у нас были распространены ларьки? В них можно было приобретать табачные изделия, алкоголь, и они находились в шаговой доступности. Сейчас это запрещено, и никаких негативных последствий для экономики страны это не принесло. Остался только позитив – человеческие жизни были сохранены за счет сокращения шаговой доступности алкоголя и табака. Мы не говорим о том, что все нужно запретить. Наша позиция очень взвешенная: регулирование необходимо формировать, исходя из тех рисков, которые данный товар несет для людей. Второй момент – это визуализация упаковки изделий, которая сама по себе является их рекламой. Нам очень важно, чтобы человек как можно реже сталкивался с продвижением такой продукции, соответственно, некоторые ограничения должны быть направлены и на упаковку (вспомним, например, устрашающие картинки на пачках сигарет). Третий элемент – это цена. В Европейском регионе ВОЗ, включающем 53 страны с самой разной экономикой, налоги на табак достаточно высокие. Безусловно, мы понимаем аргументы некоторых экономистов о том, что повышение цен может увести какую‑то долю табачных и алкогольных изделий в тень. Такое регулирование, очевидно, должно быть сбалансированным. Но при этом мы не должны исходить из того, что единственным способом обеления рынка сигарет или алкоголя является минимизация цен на них.

«ПРИВЫЧКА ПИТЬ СЛАДКОЕ – УЖЕ СЕРЬЕЗНЫЙ РИСК»

– Насколько ощутимо для вас давление лобби производителей табака и алкоголя?

– Оно всегда было и остается. В преамбуле Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака указывается на наличие непримиримых противоречий между интересами общественного здоровья и табачной индустрии. Я подчеркну: непримиримых. Именно поэтому обсуждать инициативы по ограничению потребления табака с табачной индустрией бессмысленно: основной интерес компаний состоит в том, чтобы увеличить или сохранить прибыль, а основной продукт, который может эту прибыль принести, – табачные изделия.

Но мы воспринимаем противодействие табачной индустрии как часть объективной реальности и стараемся не критиковать других, а постоянно улучшать свою аргументацию. Поэтому сегодня мы можем гордиться тем, что в своих позициях ссылаемся на результаты серьезных международных и российских научных исследований, даем обоснование каждому аргументу.

– По словам врачей, работающих с неинфекционными заболеваниями, сейчас Минздрав готовит проект стратегии по профилактике, подразумевающий, среди прочего, ограничение рекламы соков на телевидении. Что это за документ?

– Речь идет о проекте стратегии формирования здорового образа жизни населения, профилактики и контроля неинфекционных заболеваний на период до 2025 года. Этот документ прошел серьезную экспертную доработку и сейчас находится на этапе межведомственного согласования. Думаю, что с горизонтом в месяц‑полтора мы сможем его опубликовать. Это стратегический план, который включает три крупных блока: развитие популяционной профилактики, индивидуальной, или стратегии высокого риска, когда человек, уже имея какое‑то заболевание, приходит к врачу и ему назначается соответствующая терапия, и, наконец, совершенствование системы оказания медицинской помощи при неинфекционных заболеваниях – повышение ее качества и доступности. По сути, это структурированное видение нашей будущей борьбы с неинфекционными заболеваниями.

Если говорить о сроках, то именно такой меры в стратегии нет. Однако в целом подходы к снижению потребления сладких напитков нам в рамках реализации стратегии предстоит выработать. Одна из проблем всего мира и нашей страны – избыточное потребление сахара, приводящее к ожирению, прежде всего у детей. А одним из серьезных источников сахара в рационе являются сладкие напитки. Мы привыкли часто пить что‑то сладкое вместо воды. При этом если вы посмотрите, какое количество калорий содержится в сладких напитках, то увидите, что это довольно внушительная цифра. Даже в тех случаях, когда в сладких напитках используется не сахар, а сахарозаменитель, сам факт того, что у человека сохраняется привычка пить сладкое, является достаточно серьезным риском.

Той же логикой мы руководствуемся, например, возражая против курилок, поскольку они социализируют не вполне правильную форму поведения, человек думает: «Курить можно, просто это нужно делать в определенных местах». То есть создание курилок – это попытка укоренить в сознании людей нормальность курения как такового, а ведь это не так.

«Табак – это очень вредно, смертельно опасно. Это не вопрос права, желания или взглядов – это зависимость, соответствующим образом классифицированная ВОЗ. Но зависимость можно преодолеть»

– А каково назначение «Концепции предиктивной, превентивной и персонализированной медицины», утвержденной Минздравом в прошлом году?

– У нее такая же задача, как и у «Стратегии профилактики неинфекционных заболеваний», – сокращение смертности от ее наиболее распространенных причин. Вероника Игоревна Скворцова еще несколько лет назад поставила принципиально новую задачу – обеспечить внедрение концепции 4П‑медицины: предиктивной, превентивной, персонализированной и партисипативной. Это принципиально иной подход к клинической медицине и медицинской науке. Сегодня существуют научные данные, создающие основу для прогнозирования с высокой долей вероятности развития у человека тех или иных форм рака, сердечно‑сосудистых заболеваний, диабета. Это дает совершенно новые возможности в плане профилактики и лечения. Некоторые практические разработки в рамках данной парадигмы уже реализованы отечественными учеными.

«ПОБЕДА – ГЛАВНЫЙ МОТИВ НАШЕЙ КАМПАНИИ»

– В прошлом году вы поменяли знаменитый слоган «Минздрав предупреждает» на «Минздрав утверждает: ты сильнее». Как возникло это креативное решение?

– Мы довольно эффективно научились использовать в плане коммуникаций механизмы устрашения: картинки на пачках сигарет действительно работают – это подтверждают данные во всем мире, и мы здесь не исключение. Но при этом для всех остается проблемой создание внутренней мотивации. То есть напугать человека мы можем, а вот вдохновить пока умеем не очень хорошо. В прошлом году мы поставили себе задачу построить коммуникационную кампанию на других принципах. Думаю, удалось найти правильный вектор, по которому можем двигаться дальше – это создание внутренней мотивации через вдохновение человека. Мы говорим, что табак – это очень вредно, смертельно опасно. Это не вопрос права, желания или взглядов – это зависимость, соответствующим образом классифицированная ВОЗ. Это плохая новость. Но есть и хорошая новость. Она в том, что зависимость можно преодолеть – это не приговор. Вести здоровый образ жизни – реально. Да, на первом этапе это может показаться сложным, никто не любит раньше вставать, есть больше овощей и фруктов, но через какое‑то время, поменяв образ жизни, вы будете понимать, что именно этот ритм жизни вам нравится. Победа – вот главный мотив нашей кампании. Мы анонсировали кампании на телевидении, и достаточно широко, но при этом решили не делать ставку на какие‑то крупные форматы. Мы планируем активно развивать присутствие в интернете с использованием механизмов таргетинга.

– Вы считали, какой экономический эффект могут иметь все программы и кампании Минздрава, связанные с профилактикой и ЗОЖ?

– По оценкам международных экспертов, экономическое бремя неинфекционных заболеваний может доходить до 3‑4% ВВП. В мире расходы, связанные с этими болезными, по оценкам Международного экономического форума и Гарвардской школы общественного здоровья, оцениваются в $7 трлн к 2025 году. Поэтому любое снижение заболеваемости и смертности от неинфекционных заболеваний – это потенциальный позитивный экономической эффект. Это не только прямые расходы. Необходимо учитывать и динамику нетрудоспособности, считать, сколько средств удастся сохранить за счет возвращения человека к труду, отсутствия необходимости ухода за больным родственником, сиротство и другие факторы. В конечном итоге, конечно, важна не цифра. Принципиально важно, чтобы мы всегда исходили из фундаментального тезиса: сохранение человеческой жизни критически значимо – и в гуманитарном, и в экономическом измерении.

Источник: VADEMECUM