Ученые выяснили механизмы уклонения гепатита В от иммунной системы

Ученые обнаружили, что у пациентов с хроническим гепатитом Б клетки кровеносных сосудов в печени запускают «таймер сна», который отключает иммунные клетки. Результаты работы могут стать отправной точкой для создания иммунотерапии гепатита Б. Результаты исследования опубликованы в журнале Nature.

По оценкам Всемирной организации здравоохранения, 300 млн человек в мире страдают хроническим гепатитом B. Известно, что у пациентов с данным заболеванием вирусспецифические CD8+ Т-лимфоциты теряют свою функцию и не могут элиминировать инфицированные гепатоциты, однако точные механизмы данного феномена до сих пор оставались не известными. В рамках нового исследования ученые выяснили, почему Т-киллеры при гепатите Б неактивны.

Эндотелиальные клетки сосудов печени активируют аденилатциклазу, которая преобразует молекулу АТФ в цАМФ. ЦАМФ, в свою очередь, блокирует передачу сигнала, с помощью которого Т-киллеры распознают вирус гепатита Б, что подавляет их активность. В результате иммунные клетки не атакуют инфицированные клетки и не способны активно размножаться и делиться. Таким образом, тесный контакт с синусоидными эндотелиальными клетками печени ограничивает активацию и эффекторную функцию вирусспецифичных CD8+ Т-клеток, которые нацелены на гепатоциты, экспрессирующие вирусные антигены, посредством оси аденилатциклаза-цАМФ-протеинкиназа А.

«Мы думаем, что этот механизм эволюционировал для защиты печени. Ограничение по времени не позволяет пулу Т-киллеров слишком сильно увеличиваться во время инфекции и наносить серьезный ущерб печени при уничтожении инфицированных гепатоцитов. Теперь начинается поиск способов повлиять на этот механизм. Таким образом мы сможем поддержать иммунную систему в эффективной борьбе с хронической инфекцией», — рассказал автор работы, Перси Кнолле из Технического университета Мюнхена.

Источник: https://inscience.news/ru/article/world-science/medicine/uchenye-vyasnili-pochenu-immunnye-kletki-ne-zash